Размер шрифта
A
A
A
Шрифт
Ая
Ая
Межсимовльный интервал
Aaaa
Aaaa
Aaaa
Цветовая схема
A
A
A
Изображения
Вкл
Выкл
Обычная версия сайта
Вкл

Инклюзивное образование

Инклюзивное образование

Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.

Инклюзивное образование –  такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в общеобразовательных организациях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые потребности.

 

Основные принципы инклюзивного образования:

- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

- Каждый человек способен чувствовать и думать.

- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

- Все люди нуждаются друг в друге.

- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

 

Инклюзивное образование в ДОУ предполагает охват всех участников образовательных отношений: детей, сотрудников, родителей (законных представителей), в том числе детей всех возрастов и направленностей групп. Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательных отношений, в том числе семей воспитанников с ОВЗ, воспитанников раннего возраста осуществляется на каждом «шаге» инклюзивного образования ДОУ. На каждом «шаге» осуществляется работа по формированию инклюзивной культуры.

1 Шаг. Период перед поступлением в детский сад

2 Шаг. Период адаптации к детскому саду

3 Шаг. Период реализации образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов

4 Шаг. Период перед поступлением в школу

5 Шаг. Период адаптации к школьному обучению

 

Проекты по организации взаимодействия участников инклюзивного образования, апробируемые в ДОУ в рамках инновационной деятельности муниципального уровня:

 

-Клуб молодых родителей «Первый шаг - вместе» (деятельность клуба предполагает предварительное знакомство, взаимообмен мнениями, углубление имеющихся знаний родителей детей об адаптационном периоде и развитии адаптивных возможностей ребенка, мотивирующих родителей к деятельности)

-Проект «Душевный разговор» (проект психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей раннего возраста в вопросах адаптации ребенка к детскому саду, ранняя помощь)

-Проект «ВМесте…» (проект подразумевает организацию интерактивного общения между родителями, специалистами детского сада и специалистами ЦППМСП Калининского района, ранняя помощь)

-Проект «Здравствуй, малыш!» (программа деятельности службы ранней помощи детям раннего возраста и их родителям в период адаптации)

-Родительский клуб «Здравствуй, малыш!» (часть программы «Здравствуй, малыш!», предполагающая очные встречи родителей и детей со специалистами детского сада на игровых занятиях для оптимизации детско-родительских взаимоотношений и развития игрового взаимодействия родителей и детей)

-Педагогический клуб «Душевный разговор» (часть программы проекта «Душевный разговор», предполагающий взаимообмен успешными стратегиями образовательной деятельности, направленный на психолого-педагогическую поддержку педагогов, работающих с детьми раннего возраста.)

- Интегрированные занятия учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми раннего возраста (без родителей, с привлечением родителей)

- Интегрированные занятия учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста

- Дистанционные интегрированные занятия учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста (индивидуальные или в мини-группах)

- Интерактивное общение на виртуальной странице в социальной сети Instagram (формат сети дает возможность предоставлять информацию online и делает информационное пространство открытым, что позволяет увеличить охват родителей детей и педагогов. Ежедневное обновление информации, активная обратная связь позволяют проводить анализ личных мнений родителей, быстро реагировать на запросы в режиме реального времени и оказывать адресную психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь родителям. Данная форма взаимодействия обуславливается запросами современных родителей, в том числе родителей детей с ОВЗ, а так же интересом и возможностями педагогов)

Изложенные проекты психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ не претендуют на полноту описания проблемы, являются обобщением практического опыта и активно дорабатываются в рамках инновационной деятельности.

Инклюзивное образование ДОУ.jpg

Особенности инклюзивного образования ДОУ.docxФайл
Формы организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ.docxФайл
Особенности планирования психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ перед поступлением в школу.pdfФайл
План психолого-педагогического сопровождения детей 1,5-3 л.pdfФайл
План психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ 3-8 лет.pdfФайл
Психолого-педагогическое сопровождение.pdfФайл