Размер шрифта
A
A
A
Шрифт
Ая
Ая
Межсимовльный интервал
Aaaa
Aaaa
Aaaa
Цветовая схема
A
A
A
Изображения
Вкл
Выкл
Обычная версия сайта
Вкл

Воспитание культуры здоровья у дошкольников. Из опыта работы. О.В. Рудакова

О.В. Рудакова

МБДОУ «ДС № 481 г. Челябинска», Челябинск, Россия

 

Воспитание культуры здоровья у дошкольников

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме современного общества, вопросу формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Описан алгоритм педагогической деятельности в освоении валеологической культуры дошкольником.

Ключевые слова: здоровье, правила здоровья, познание своего организма.

 

O. V. Rudakova

MBDOU "DS No. 481 of Chelyabinsk", Chelyabinsk, Russia

 

Education of health culture in preschoolers

 

Annotation. The article is devoted to the actual problem of modern society, the issue of forming a healthy lifestyle in children of preschool age. The algorithm of pedagogical activity in the development of valeological culture of preschool children is described.

Keywords: health, health rules, knowledge of your body.

Здоровье. Происхождение слова ведет к древним общеславянским корням. В буквальном значении здоровый – это похожий на дерево по высоте и крепости. Многовековой дуб своего рода символ этого понятия - главной ценности человеческой жизни. А еще в народе говорят, здоровье как деньги – о нем вспоминают лишь тогда, когда начинаются проблемы. Зачастую многих из нас пока ничего не беспокоит, мало заботит поддержание своего здоровья. Мы имеем вредные привычки, не задумываемся о рациональном питании, ведем малоподвижный образ жизни, и только когда нам приходится обращаться к врачам, всерьез вспоминаем о профилактике, но, как правило, уже поздно.

Сегодня здоровье - является основным капиталом успешности любого человека. Когда человек здоров, он строит свою жизнь по собственным планам и легко преодолевает любые трудности.

Человеку с раннего возраста должна быть привита культура самосохранения здоровья. Большую роль в решении этой задачи играют дошкольные образовательные организации, которые обязаны обеспечить «охрану жизни и укрепление здоровья детей». В детском саду культуру здоровья рассматривают, как условие успешной социализации ребенка.

В дошкольный период идет становление важнейших качеств человеческой личности, в частности, закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни - чему бы ребенок не научился в детстве, он проносит это через всю жизнь.

Мой алгоритм формирования здорового образа жизни у ребенка таков - от удовольствия - к привычке, от привычки – к потребности.

Суть моей педагогической деятельности заключается в следующем:

Чтобы ребенок был успешным в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками, помоги ему в освоении валеологической культуры!

Объясни ему, что такое здоровье человека, и научи соблюдать правила здоровья в отношении себя и окружающих людей!

Помоги ему научиться вести здоровый и безопасный образ жизни!

Научи разумному поведению в непредвиденных чрезвычайных ситуациях, подготовь к оказанию элементарной медицинской, психологической самопомощи!

Сделав это для ребенка, ты поможешь ему быть здоровым и счастливым, успешным и добрым человеком, всегда необходимым другому человеку!

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ по данной теме - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций. А в организации занятий существенное значение имеет обращение к методам эмоционального воздействия.

Немаловажную роль в формировании культуры здоровья дошкольников играет специально организованная среда группы. Сюжетно-ролевые игры «Фитобар», «Салон массажа», «Фитнес центр», «Кафе «Витаминка» пользуются огромной популярностью у детей, точно так же как дидактические игры «Зуб – неболей-ка», «Что делать, если поранился (простудился, идет кровь из носа)», «Сундучок чистюли» и другие.

Огромный интерес у старших дошкольников вызывают игры по валеологическим мнемотаблицам, по которым необходимо расшифровать закодированную информацию. Интерес был на столько сильным, что дети пытались самостоятельно разработать похожие мнемотаблицы на тему «Здоровье человека». Мною было замечено, если атрибуты для игр выполнены самими детьми или их родителями, то пользуются большим спросом у детей.

Для того чтобы данная деятельность для дошкольников стала инструментом оздоровления, она должна приносить удовольствие. В любых оздоровительных практиках нельзя идти через принуждение, иначе получим обратный результат. Надо чтобы ребенок захотел это сделать, поэтому так важно, чтобы среди детей как можно чаще звучал смех.

Радостное состояние – естественное состояние здорового ребенка!

Главным залогом успеха по привитию культуры здоровья дошкольникам в том, чтобы взрослые были носителями ценности культуры здоровья, так как они являются образцом для подражания.

Родители моих воспитанников стали моими помощниками. Так была создана книга «Валеологических сказок», оформлены фотогазеты «Быть здоровыми хотим!», проведены совместные мероприятия «Разговор о правильном питании», «Папа, мама, я – спортивная семья», изготовление атрибутов для игр.

В последнее время отношение людей к своему здоровью меняется. Немалую роль в этом сыграла система образования в целом. Есть повод надеяться, что с каждым годом в нашей стране здоровых людей будет все больше и больше. В 2014 году Минздрав зафиксировал исторический максимум в России по продолжительности жизни: 65 лет у мужчин и 76 у женщин. Впервые за долгие годы наша страна вышла на положительный естественный прирост населения. И, один из самых важных стратегических показателей, за последние 6 лет число тех, кто регулярно занимается спортом, увеличилось вдвое. А это уже говорит о том, что понятие культура здоровья в нашей стране постепенно перестает быть просто красивым словесным оборотом. Здоровый образ жизни становится привлекательным, интересным и неотъемлемым инструментом среди подрастающего поколения.

Список литературы:

1. Акбашев Т.Ф., Солдатова Т.А. Всеобщая валеограмотность. Шаг первый. Ростов на Дону. 1994. - 17 с.

2. Анохина И.А., Кувшинова И.И., Ткачёва И.В. "Интегрированный подход в работе с родителями по формированию основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста". Дошкольник-образование-Здоровье, часть 2 - Ульяновск УИПКПРО 2012. - с. 29

3. Дорохов А.А. Про тебя самого: Научно-художественная литература, Детская литература, 1989. – 56 с.

            4. Зайцев Т.В. Твои первые уроки здоровья. Санкт-Петербург: Балтрус, 1995.-27с.

5. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра.- Санкт-Петербург: Издательство «Акцидент»,

1995.-32 с.

            6. Рунова М. Помогите ребенку укрепить здоровье! //Дошкольное воспитание - 9 - 2004 г.

 

Яндекс.Метрика